Анимационное закулисье, или Как создавались наши любимые мультики

Юрий Титов 8 апреля 2019, 16:58 1041 Остальное      old.fishki.net

Эскизы, видео с озвучкой, интересные факты о трёх хитах "Союзмультфильма" в День российской анимации.

8 апреля отмечается День российской анимации. Ровно 112 лет назад состоялась премьера мультфильма биолога-кинематографиста Владислава Старевича "Прекрасная Люканида или Война усачей с рогачами".

10-минутная кукольная сказка про войну жуков не была первым анимационным фильмом в России. В 1906 году Александр Ширяев показывал кадры с танцующими куклами, сам Старевич тоже начал делать анимацию с жуками за несколько лет до "Прекрасной Люканиды". Однако за дату отсчета выбрана первая массовая премьера российской анимации. Кстати сказать, Старевич мечтал делать документальные фильмы про насекомых, но в свете прожекторов жучки отказывались делать что-то интересное и просто замирали перед камерой. Пришлось переквалифицироваться в аниматоры, взять жучиные панцири и двигать их самому. В честь этой памятной даты предлагаем вспомнить три выдающихся советских мультфильма, посмотреть на их создателей, эскизы, видеозаписи и интересные факты. Выбор трёх мультфильмов обусловлен исключительно предпочтениями автора.

Ну, погоди!

Первая серия любимого мультфильма вышла в 1969 году в альманахе "Весёлая карусель". Снял её Геннадий Сокольский. Чиновникам образы главных героев не понравились, а так как это был госзаказ, то отстоять оригинальные образы у Сокольского не получилось. Режиссёр отказался что-либо переделывать и ушёл из команды "Ну, погоди!".

Всем известную внешность Волк и Заяц обрели благодаря режиссёру Вячеславу Котёночкину и художнику-постановщику Светозару Русакову.

Вячеслав Котёночкин.

Светозар Русаков.

Волка Русаков "срисовал" с одного хулигана, который однажды на глазах художника попытался пролезть в кино без очереди и устроил скандал, когда ему сделали замечание "Джентльмен, куда же вы без очереди?". Произошло это в самом начале войны в эвакуации в Новосибирске, но образ дебошира запомнился Русакову надолго. Даже волчьи трусы в цветочек Русаков взял из жизни. В таких красочных труселях сам Светозар Кузьмич расхаживал по общежитию, их ему привёз сосед-дипкурьер из командировки.

Свинья с тремя лифчиками тоже была придумана Русаковым.

Раскадровка одной из серий мультсериала. Русаков рассказывал, как однажды подслушал в очереди за водкой такое объяснение смысловой нагрузки мультфильма: "Волк — это мы, работяги, а заяц — это интеллигент. Как мы ни пробуем его схватить, он всегда выкручивается...".

Целлулоидная фаза мультфильма. 10-минутная серия мультика - это 15 тысяч рисунков. В общей сложности на одну серию уходило 9 месяцев работы команды аниматоров.

18 лет Русаков рисовал героев "Ну, погоди!". Котёночкин о творчестве своего коллеги Светозара Русакова: "Светозар такой художник-постановщик, что и музыку мог выразить в рисунке".

Одной из главных фишек мультфильма было использование в сериях популярных в тот момент мелодий и песен. Главная тема, звучащая в начальных титрах, не была написана специально для мультика. Это композиция "Водные лыжи" ("Vizisi") венгерского композитора Тамаша Деака (Tamas Deak).

Волка должен был озвучивать Высоцкий, но его кандидатуру забраковал худсовет. У Анатолия Папанова уже был опыт озвучке волков, а у Клара Румянова уже разговаривала в мультиках за зайцев, их кандидатуры устроили всех и участие в "Ну, погоди!" сделало их кумирами всей детворы Советского Союза.

Все серии для тех, кто хочет освежить в памяти мультфильм.

Малыш и Карлсон

Мультфильм "Малыш и Карлсон" вышел в 1968 году. Главный персонаж долго не имел своего голоса. На роль Карлсона пробовались мхатовские старики Грибов и Яншин, но режиссёра Бориса Степанцева не устроили пробы. О том, что даже такие звёздные голоса не смогли вдохнуть жизнь в Карлсона режиссёр пожаловался работавшему в соседнем помещении Василию Ливанову. Актёр сразу заинтересовался этим крепким орешком из Швеции и попросил Степанцева показать эскизы мультика.

Часто мультяшные персонажи похожи на озвучивающих их актёров. Карлсон, созданный художником Анатолием Савченко, на Василия Ливанова совсем не похож, зато похож на режиссёра Григория Рошаля. Эту схожесть заметил Ливанов, просмотрев эскизы. Он стал пародировать Рошаля, режиссёр был в восторге и в итоге эта пародия стала основой для голоса "мужчины в полном расцвете сил". Посмотрите видео с Григорием Рошалем и оцените, насколько он похож на Карлсона Ливанова. Рошаль не обиделся на пародию и прислал Ливанову поздравительную открытку, которую подписал "Рошаль, который живёт на крыше". Малыша озвучила Клара Румянова.

Художник Савченко придумал сделать Фрекен Бок похожей на Раневскую, и он же предложил пригласить легендарную актрису озвучить домомучительницу. Много сил и времени Степанцеву понадобилось, чтобы уговорить Фаину Георгиевну озвучить Фрекен Бок. Ливанов вспоминал, что легендарной актрисе очень не нравилось, когда Степанцев пытался режиссировать. Сначала она делал режиссёру замечания, а потом отправила вон из студии и стала виртуозно импровизировать, никем не сдерживаемая. Мало кто знает, что в финале мультфильма "Карлсон вернулся" знаменитая фраза "Милый, милый!" была сказана редактором картины Раисой Фричинской. Ей пришлось изобразить голос Раневской, так как актриса отказалась говорить эту реплику. А всё потому, что в "Весне" Григория Александрова её героиня Маргарита Львовна произносит точно такую же фразу.

Раскадровка мультика.

Художник-постановщик мультика Юрий Бутырин срисовал Малыша со своего сына Кирилла.

А это постаревший Малыш. Сейчас Кирилл Бутырин живёт и работает корреспондентом в Германии.

Первые эскизы папы и мамы Малыша. Цифрами обозначены нужные краски.

Кстати, есть шуточная фанатская теория о том, что отец малыша и отец Дяди Фёдора это один и тот же человек. Либо он советский шпион в Швеции, либо шведский шпион в СССР. Судите сами, оба отца семейства любят курить трубку, читать газеты и даже спутницы жизни у них похожи.

Любопытная деталь: на 26 секунде первой серии на автобусе висит реклама авиакомпании Air France.

Все серии для тех, кто хочет освежить в памяти мультфильм.

Трое из Простоквашино

Культовому мультику "Трое из Простоквашино" Владимира Попова предшествовал трёхсерийный "Дядя Фёдор, пёс и кот" Юрия Клепацокго и Лидии Суриковой. Мультик вышел в 1975 году и большой популярности не имел. Внешность героев придумал художник Николай Ерыкалов.

Изменения внешности Дяди Фёдора и его мамы от серии к серии. Про трансформацию маминой груди в интернете шутили, что в первой серии художник нарисовал свою жену, во второй - какой он хочет видеть свою жену, а в третьей отомстил жене после ссоры из-за второй серии. А всё потому, что во второй серии к аниматорам Левону Хачатряну (Печкин, Дядя Фёдор, мама, папа) и Николаю Ерыкалову (Матроскин, Шарик, Мурка, Гаврюша) присоединился Аркадий Шер. Его пригласил режиссёр Владимир Попов, не очень довольный получившимся образом дяди Фёдора. Из-за постоянных изменений персонажей над "Зимой в Простоквашино" отказался работать Левон Хачатрян: "Если поставить Дядей Федоров из всех трех серий рядом, окажется, что это совершенно разные мальчики! Я такого не понимаю".

Эскиз мамы для мультфильма "Зима в Простоквашино". За маму отвечал художник-постановщик Левон Хачатрян. Этого персонажа он действительно срисовал со своей жены Ларисы Мясниковой, и ей действительно не понравилась её мультяшная версия, уж слишком капризной получилась.

Раскадровка фотоохоты Шарика.

Целлулоидная фаза мультфильма.

Целлулоидная фаза и фон сцены с бутербродом.

Как могли выглядеть Матроскин, Шарик, дядя Фёдор. А вот Печкин почти совсем не изменился.

Вот ещё несколько версий Дяди Фёдора.

Вряд ли кто-то у кого-то подсмотрел, но всё же интересно, что в 1971 году в популярной детской передаче Electric Theatre вышел скетч, очень похожий на противостояние Печкина и галчонка "Кто там?".

Про Печкина тоже есть шуточная фанатская теория. Он как две капли воды похож на гражданина Курочкина из мультфильма "Приключения Васи Куролесова". Мультик вышел в 1981 году, спустя три года после "Трое из Простоквашино" и, вероятно, рассказывает о молодых воровских годах почтальона. И Печкина и Курочкина озвучил Борис Новиков, а поставил оба мультфильма Владимир Попов.

В "Зиме в Простоквашино", серии которая не основана на книге, Успенский написал оригинальный для неё оригинальный сценарий, есть момент, когда Матроскин ходит по избе, заложив лапы за спину, и произносит голосом Табакова: "На дворе конец 20 века, а у нас одна пара валенок на всех, как при царе Горохе". В первоначальном варианте, который не пропустила цензура, кот говорил: "На дворе социализм построили, а у нас одна пара валенок на всех, как при царизме".

Все серии для тех, кто хочет освежить в памяти мультфильм.

А какие отечественные мультики нравятся вам больше всего?

Комментарии